Жень написал(а):... есть ли способ научить...
Действительно, смягчение и замена заднеязычными - довольно частое явление. Не стоит особенно волноваться - судя по Вашему описанию, всё устранимо. Если ребёнок вступает в контакт с новыми взрослыми, может быть сосредоточен на одном виде деятельности длительное время (например, 15-20 мин. играет с мамой в настольные игры), стоит заниматься с логопедом уже сейчас. То, что ребёнок сможет в этом возрасте заниматься утомительными для него артикуляционными упражнениями, от которых непосредственно переходят к формированию правильного артикуляционного уклада звука, гарантировать невозможно. Но попробовать можно. Если начать позднее - результат достижим быстрее, очевиднее, но ранние занятия в итоге дают лучшие результаты по прочности закрепления навыка в свободной речи (т.е. ребёнок раньше говорит правильно не только в присутствии логопеда). Помимо звукопроизношения, важное направление - развитие умения слышать звуки, выделять их из потока речи, различать, дифференцировать смешиваемые в произношении звуки.
Есть ли вероятность, что "сама додумается, когда повзрослеет"?
Да, есть.
Есть ли уверенность что это точно произойдёт и никак не отразится на письменной речи?
Нет.
Можно ли начать занятия с логопедом позднее, в случае, если к 4 - 4, 5 годам упомянутые недостатки звукопроизношения сохранятся?
Да, можно (уже написала о плюсах и минусах выше).
Вот что можно делать в данном случае уже сейчас самостоятельно:
1. Артикуляционные упражнения на распластывание языка (смягчение, замена заднеязычными - следствие дополнительного подъёма спинки языка, сформировавшегося как средство компенсации при кормлении в дооперационный период и неумения "слышать себя").
Упражнения:
"Накажи непослушный язычок" - положив язычок на нижнюю губу, верхней "шлёпаем": "Пя-пя-пя".
"Сплёвывание" с высунутого языка маленьких кусочков бумаги: "Т-т", то же самое позднее - при зажатом зубами язычке. Получилось хорошо - попробовать "сплёвывать бумагу" уже без бумаги и за верхние зубки. Можно договориться с ребёнком, что это "песенка часиков" - так они тикают. Если всё получилось, сначала говорим: "А-А", потом поднимаем язычок за зубки и "песенка часиков".
То же самое с другими гласными. Получились все слоги (ЭТ, ОТ, УТ, ИТ, ЫТ) - говорим: "ВО"- и "песенка часиков" (ВОТ). Тем же способом - простые слова со звуком /т/ в конце, пока без того согласного, которым ребёнок заменял "Т" (т.е. КОТ, КИТ и пр. пока не берём). Если у вас всё это постепенно получится - пишите, расскажу, что дальше (применительно к звуку /Т/). "Песенкой часиков" называем этот звук долго, ребёнок должен понимать, что это совсем другой, "новый" звук, а не просто /Т/, привычно заменяемое на др. звуки.
2. Если ребёнок не против, можно для распластывания языка применить механическую помощь - деревянным шпателем пошлёпать высунутый язычок по поперечной линии. Можно приговаривать:
- Это просто скачет мячик.
Мячик скачет и не плачет.
3. Звуки /т'/, /к'/, которые ребёнок уже произносит правильно, учим дифференцировать.
Сначала придумываем, что у нас будет ассоциироваться со зв. /т'/, картинку-символ. Например, это тикают маленькие часики. Рисуем или наклеиваем на карточку маленькие часики. Называем слова с этим звуком: тень, тир, тётя, тили-тили, Тёма и пр. Можно выделить для этого альбом и оформить картинный словарь на каждый нужный звук с картинкой - символом звука в центре.
Через недельку проделываем аналогичную работу со зв. /к'/. Это может быть маленький дождик. Примерный словарь: киса, кино, киви, Кирюша
Следующий этап - кладём сразу 2 карточки со звуками-символами, показываем и называем каждый звук, не путая:
/Т'/ - /К'/
Затем слоги:
тя-кя, те-ке, тё-кё, ти-ки, тю-кю.
Слова: тень-кино, Тина-Кира, тили-киви. Ценное упражнение - слова, отличающиеся только этими звуками, но что-то с ходу придумать такие не могу, найти материал не получилось. Приходит на ум только "киви - Ти-ви", но явно неудачный подбор для 3-х летнего ребёнка.
Далее берутся слова, содержащие оба звука (ТИКИ-ТАКИ, ТЕЛИК, ТЮКИ, КИТЕЛЬ и пр.). На каждом этапе добиваемся чёткости и точности прежде, чем переходить к следующему. Всё это с шутками-прибаутками, непередаваемым восхищением мамы от выполняемых артикуляционных упражнений и прекращением их до лучшего момента в случае утомления.
Получается - хорошо.
Нет, или есть сомнения - занятия с логопедом могут быть полезны.
Отредактировано nat3654 (2007-11-13 20:32:59)