Улыбки наших детей

Объявление

Здравствуйте!

Этот форум был создан для общения родителей, родственников, друзей и самих детей с диагнозом "незаращение верхней губы и/или неба". Здесь вы найдете информацию о лечении, кормлении, воспитании детишек с таким диагнозом.

Доводим до вашего сведения, что форум частично закрыт и читать его полностью могут только зарегистрировавшиеся пользователи, полностью заполнившие весь свой Профиль. Гостям доступны несколько разделов форума, прочитав которые, они смогут решить для себя - нужен им этот форум или нет. Поэтому просим всех зарегистрированных пользователей пройти в свой Профиль, в раздел Дополнительно, где ответить на тамошние вопросы. А также обязательно заполнить поле "Местожительство". Для примера можно посмотреть профиль модераторов и админа. Нас становится много и ориентироваться по памяти кто есть кто с каждым днём всё труднее и труднее. Заглядывая друг к другу в Профиль, мы будем лучше узнавать друг друга, а следовательно, давать быстрые и правильные ответы.

С уважением администратор и модераторы форума


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Улыбки наших детей » Консультации специалистов » Задаем вопросы логопеду


Задаем вопросы логопеду

Сообщений 31 страница 60 из 614

31

nat3654
Данюха мой выплюнул соску (думаю совсем) и начал произносить различные звуки, которые до этого я не слышала. Скажите, если уже сейчас я не замечаю, что его речь "фонит" и нет никаких характерных призвуков, то я могу надеяться, что мой ребенок овладеет нормальной речью или все равно необходимы занятия с логопедом? Спасибо заранее за ответ.
P.S. однако, он еще не умеет выдувать воздух, т.е. пузыри  там дуть, одуванчики сдувать и т.д.

Отредактировано Eathna (2007-07-20 18:49:33)

32

Eathna
Отлично!
Рада, что, услышала от вас это даже раньше, чем ожидала (ожидала ещё через месяц) :D ! Не "фонит" (т. е. нет назализации), звуки "чистенькие" - значит нёбушко работает хорошо. Всё остальное - придёт или поправимо.
Нет, ещё рано говорить, что логопед вам точно не пригодится. Можно только говорить, что тяжёлого нарушения речи, непосредственно связанного с расщелиной, не будет. Но есть другие варианты (не все звуки могут сформироваться правильно, может быть нарушение дифференциации звуков на слух и пр., о чём лучше не рассуждать - пусть лучше вас не коснётся),  главное, повторюсь, что это уже проблемы, решаемые логопедическими, а не другими (хирургическими то бишь) методами.
Насчёт дутья. Да, это полезно. Но не самоцель. Может, у Дани просто по подражанию хорошо получатся звуки (для подготовки которых мы и дуем) - \ф\, \сь\, с возрастом - следующие). Для дутья ещё стоит попробовать соломинки для коктейля - "буря в стакане воды", или через кусочек соломинки сдувать со стола что-нибудь (пушинки, пёрышки, ватные шарики). Большой простор для творчества. И это нам кажется, что, мол, какая разница, на что дуть, подкладываем и подкладываем шарики ватные. А ребёнку каждый день стоит предлагать другое, новое. Тогда найдётся то, что на пару дней заинтересует. Сдуй листочек, сдуй божью коровку, сдуй лепесток, дунь папе на нос.
"Кричать гласные..." Мне ближе методики, которые предлагают не кричать, на твёрдой атаке голоса,
а мягкую атаку. То есть, что доступно малышу, можно петь гласные, хорошо раскрывая ротик, горлышко.  Лучше (по методике И. И. Ермаковой) начинать с \А\, \Э\. Как предложить это ребёнку? Пусть какая-нибудь игрушка "поёт", когда её разбудили. Потом "Даня заснул, теперь мишка Даню будит. Как Даня запел?". В игре "прятки" тоже поём "АУ". В общем, таких игр тоже можно много придумать.
Надеюсь, к осени разговоритесь ещё больше. В садик не спешите. Ничего против садика не имею, но рано отдавать не нужно без крайней необходимости - адаптация и болезни - частый спутник первого года. Затемпературит, будет слабость, для речевого развития - не есть хорошо.
А нужен ли логопед - разберётесь ближе к 2,5 - 3 -м. Пока, раз есть новые, неназализованные звуки, достаточно консультаций и игр с мамой.

33

nat3654
Спасибо за ответ. Даня еще очень много звуков не произносит и, порой, это похоже на затянувшийся смешанный лепет. Дуть мы попробуем через соломинку, только ему быстро все надоедает, боюсь не усидит... :( Будем стараться!!!

34

Eathna написал(а):

Даня еще очень много звуков не произносит

Какие ваши годы   ;) - всё впереди. Главное, - процесс пошёл. И лучший логопед для него сейчас -
это мама.

Eathna написал(а):

ему быстро все надоедает,

А иначе не бывает. У него своя продолжительность сосредоточенности на одном занятии. Отличная от нашей, взрослой, в разы.
Поэтому и советую постоянно предлагать новые виды игр, новые предметы (но за один раз давать одно упражнение, одну игру, один предмет, не перегружать количеством).  Те же соломинки: надоела полосатенькая - назавтра дуем в ярко-зелёную, послезавтра - в палочку от чупа-чупса и пр. Но в те минуты, когда малыш хочет "пообщаться". Не приставайте, когда он демонстрирует явное нежелание играть в ваши "обучающие" игры  :/ . Пусть ему будет интересно.

Отредактировано nat3654 (2008-07-10 00:20:13)

35

nat3654
а мы говорим "кака" и "кх" :) это нёбные звуки?

мама и абуба давно говорим, а вот кака пару дней... откуда слово взял не пойму, в семье никто так не говорит :) может конечно лёнечКА, кошечКА, палочКА сыграли свою роль...

36

К-это небный,самый трудный,мы все время говорили аать,а когда научились стали говорить какать,во где радости то было!

37

/к/ - действительно, трудный звук для детей с расщелиной. Но всё так индивидуально!   Одна девочка, помнится, говорила /к/ вместо /п/ и появился он у неё раньше, как ни странно, и долго служил заменой /п/. "Я какала",- вместо "Я попала!" Может, ваше "кака" - тоже не ""кака"...  ;)
Трудных звуков много. Иногда более "трудные" ребёнок начинает в речи употреблять правильно, а /п/,/т/ так и продолжают портить речь (обычно это происходит при позднем закрытии нёба, несвоевременных, непродуктивных логопедических занятиях или недобросовестном закреплении в речи сформированных логопедом звуков, ведь всё равно порядка 40% детей с расщелиной и при ранних операциях в занятиях нуждаются.) 
Стоит внимательно прислушаться  - образуется /к/ за счёт смыкания задней части языка с нёбом или это призвук на уровне гортани, глотки. Если ребёнок произносит "кх", с носовым оттенком, возможно, это гортанно-глоточный способ артикулирования, нужно будет исправлять.
Если же /к/ совершенно чистый... Его не называют "нёбным звуком", но при отсутствии нёба или слабом давлении воздуха в ротовой полости во время речи (то есть недостаточной  или неправильной работе нёба),  конечно, произнести невозможно. Поэтому, если звук /к/, действительно, совершенно правильный -  *yahoo

38

nat3654 написал(а):

Может, ваше "кака" - тоже не ""кака"...

да скорее всего :) это и кошка, и буковка, и бутылка  :) а "кх" это пуговка...
говорит по-моему чисто, как говорила бы я, только немного растянутее...
а люди без расщелины могут воспроизвести назализованные звуки?

39

podtcha написал(а):

а люди без расщелины могут воспроизвести назализованные звуки?

Отвечая на поставленный вопрос точно - да, могут. И т. н. "открытая ринолалия" (нарушены тембр голоса+звукопроизношение) может быть как органического (следствие нарушений в строении артикуляционного аппарата, н-р расщелины), так и функционального происхождения - парез мышц, нёбо не работает.
Но я понимаю, что вы не это имели в виду.
Конечно, ваше собственное произношение зв. /к/ может служить эталоном для сравнения. Будь у вас выраженная назализованность, окружающие давно бы это отметили. Но гортанно-глоточные компенсаторные артикуляции, если вдаваться в подробности, могут быть и без сопутствующей носовой утечки. Для уверенности важен  как акустический, так и зрительный контроль. Как можно рассмотреть - произнесите звук "к-к-к", растянув губы и приоткрыв рот, расстояние между верх. и нижн. передними зубами примерно сантиметр. Посмотрите в зеркало - язык образует смычку с нёбом, которую затем "разрывает" выдыхаемый воздух. Придумайте, как исхитриться и рассмотреть то же самое у малыша. Может быть, он попытается повторить за вами перед зеркалом. Не захочет - рассмотрите когда-нибудь позднее. И если звук произносится так же - за счёт смыкания языка с нёбом, значит это правильный артикуляционный уклад.

40

nat3654
да уж, пока возможен только аккустический контроль :) спасибо! буду стараться рассмотреть, как только получится, расскажу...

41

Я вставлю пять копеек про произношение в нос...из своего опыта...Мы долеживали в институте,а внов поступившими была мама с Тарасиком.У Тарасика небыло неба полностью и язык требовал искусного обрезания,мама как то странно простужено говорила в нос,я посмеялась над ней,что  среди лета где то простыть умудрилась. Они ждали вертуоза--Вакуленко.Вышел он из отпуска ,мама после обхода к нему.Приходит ,посидела минут пять --за небо спросила и обговорила все,а за язык забыла,пошла еще раз,приходит в слезах...У нее у самой неба нет --слизистая закрывает и все...родители,что бы улучшить произношение удалили ей все--аденоиды,гланды...,но произношение осталось прежним.

42

Ютана написал(а):

У нее у самой неба нет --слизистая закрывает и все...родители,что бы улучшить произношение удалили ей все--аденоиды,гланды...,но произношение осталось прежним.

Удалять аденоиды при расщелине, в том числе и субмукозной (когда только "слизистая закрывает - и всё"), наоборот, не рекомендуют. Только в крайних случаях. Если аденоидная ткань - в месте нёбно-глоточного смыкания, на речи это может сказаться негативно, назализация усилится. Конечно, если выбор стоит между остановкой прогрессирующего снижения  слуха и риском ухудшения речи, аденоиды всё же удаляют.

43

Доктор,на момент постановки диагноза маме было 21 год...и о своей патологии она совершенно не знала и родители искали все возможные варианты...Ктож знал? Мама сама одесситка...институт под носом....

44

Доктор, вот такой вопрос. Моему ребенку еще не делали операций, но он говорит довольно отчетливо ГАГА, и на выдохе, как бы шепотом -ПАПА. Также он любит "порычать" - такое тягучее гортанно-кортавое рррррррррррррр. Ну и конечно - МАМА, АМ. После прочитанной информации у меня сложилось впечатление, что он не может выговаривать такие звуки. Я не права? Как это получается? Каковы по-Вашему его прогнозы после операции?

45

Лапуська написал(а):

После прочитанной информации у меня сложилось впечатление, что он не может выговаривать такие звуки. Я не права? Как это получается? Каковы по-Вашему его прогнозы после операции?

Прогнозы относительно речевого развития (то бишь вероятности связанных с наличием расщелины нарушений речи) после операции можно делать ПОСЛЕ операции.
При личной встрече с ребёнком - примерно через месяц (хотя зачастую через неделю и менее  на оперированном, ещё отёчном нёбе уже виден рывок, подвижность с началом фонации -  на гласных звуках /A/, /Э/).
Заочно, он-лайн - примерно через 2-3 месяца после операции, когда появятся новые звуки, иногда (как у многих на форуме) достаточно информации о тех звуках, которые ребёнок произносит однозначно совершенно чисто.
В некоторых случаях оценить заочно невозможно вообще - когда есть явная назализация, нужно смотреть как она проявляется, есть носовая утечка, замещающая только отдельную группу согласных ( скажем, носовой выдох вместо свистящих) или это постоянная умеренная или сильная утечка, сопровождающая согласные. В первом случае, скорее всего, всё исправимо логопедическими занятиями, во втором - вариантов много, нужно разобраться в причинах, а они очень вариабельны (обширный остаточный дефект нёба, нёбно-глоточная недостаточность - и её тип, снижение слуха и пр.). Нужно смотреть наличие гримас (морщит ли носик в попытке уменьшить утечку воздуха из носа), какие звуки при этом может произносить, как работает нёбо и пр.
В общем, Елена, я вас загружать далее не буду и сами не грузитесь - ждите вы операции спокойно, успеете  оценить и сделать прогнозы. Сейчас, если заботливой маме очень хочется чего-нибудь оценить ;) ,  можно, например, оценивать общее развитие ребёнка по шкалам, разработанным для малышей - обширным опросникам мам (в Петербурге это институт раннего вмешательства wwweii.ru, они по-моему высылают обработанные спец. программой результаты тестирования и в другие города. Оплата - символически - идеологическая, около 100 рублей: мама должна заплатить, чтобы чувствовать важность мероприятия). Но есть ли необходимость?
Что касается произносимых малышом звуков.
/м/, /н/ и мягкие /м'/, /н'/- носовые звуки. Больше носовых звуков в русской фонетике нет. Естественно, их ребёнок и до операции произносит. Горловые (как ваш /р/), гортанно-глоточные способы произношения тоже есть  до операции, их потом нужно исправлять, если сами не уйдут. Звук /г/ у ребёнка, вполне вероятно, тоже таким способом артикулируется, на уровне гортани, не за счёт смыкания языка с нёбом, нужно смотреть.
Учитывая, что у него мягкое и частично твёрдое - расщелина НЕПОЛНАЯ, видимо, давление воздуха достаточно для приближённо правильного /п/, ( возможно, и  /г/   почти правильное при ТАКОМ типе расщелины).
И, если даже ребёнку недоступно произношение каких-то звуков, это совсем не значит, что речевое развитие до операции нужно искусственно сдерживать. Всё равно - стимулировать.

Отредактировано nat3654 (2007-07-24 15:23:20)

46

Спасибо!

47

Здравтвуйте! У меня такой вопрос : в каком возрасте желательно посетить первый раз логопеда?
Спасибо.

48

Несмотря на наличие в интернете рекомендаций по стимуляции речевого развития ребёнка в раннем возрасте, стоит заглянуть к логопеду центра по лечению расщелин после первого визита к хирургу - возможно, логопед добавит к имеющимся сведеньям что-то ценное для Вас, а так же предложит примерную дату следующей встречи. Не всегда удобно совмещать посещение хирурга с посещением логопеда, они могут находиться в разных зданиях. Если визит отложился, или Вы не считаете нужным так рано идти к логопеду, посетите логопеда в возрасте от 18 (1 год 6 мес.) до 24 мес. (2 года) - для оценки речевого развития ребёнка. Полезно выполнить аудиозапись (или видеозапись) слов, фраз, произносимых ребёнком в домашних условиях - в этом возрасте ребёнок может и не "разговориться" с незнакомой тётей, оценить степень назализованности по аудио/видео записи труднее, но, тем не менее, это полезный материал, особенно, если пластика нёба уже выполнена. Конечно, в кабинете логопеда может не оказаться магнитофона, но можно выполнить запись на цифровой фотоаппарат  (в большинстве из них есть функция видеозаписи на 15 и более минут), прослушать и просмотреть на фотоаппарате. Такие записи полезно время от времени выполнять и сохранять для себя, чтобы оценить прогресс. Если представляется возможным, запись выполняется на одном и том же речевом материале (вначале конечно, просто то, что возможно. Затем можно использовать порядковый счёт, называние имени и фамилии, дней недели, времён года,  стихотворенье).  На постоянной основе занятия начинают тогда, когда в них есть необходимость, и когда ребёнок готов взаимодействовать с логопедом. Обычно после 3-х лет. Иногда возможно раньше, иногда лучше позже. Конечно, всё бывает очень по-разному, но, даже если вы полностью доверяете  логопеду поликлиники/детского сада, наблюдаете очевидный прогресс, или речевое развитие в рамках возрастных норм и без логопедических занятий, тем не менее, рекомендую периодически получать консультацию  логопеда с опытом работы с детьми, имеющими расщелину.

Отредактировано nat3654 (2007-08-27 17:09:49)

49

Спасибо!

50

Вопрос к логопеду.

Вот какая у нас ситуация.Дочке 5 лет.Расщелина твердого и мягкого неба.Оперирована в 1г.Мягкое после операции розошлось.До сих пор мягкое не оперируют,хирург сказала что будет делать операцию когда мы заговорим.Мы не говорим и не хотим говорить :( Произносит только "мама" и "Ня",что означает нет.Она сильно отстает в развитии.

Наш новый логопед сказала что очень трудно добиться результата с открытой ринолалией,нужно сделать операцию.

И что нам теперь делать?Идти на операцию или заниматься и ждать пока заговорит?Подскажите как правильней!Я в растерености...

51

Флишка, а может стоит получить консультацию у еще одного - двух хирургов? Ребенка-то за что мучать?
:blink:

52

Мария
Я собираюсь поехать на консультацию к хирургу.Может даже к нескольким.Хочу пока выяснить как это влияет на работу логопеда.Правда ли что трудно будет добиться результата.Просто нам раньше логопеды такого не говорили.

53

Флишка
Конечно, для уверенности в возможности формирования речи необходимо функционально полноценное нёбо. Навряд ли хирург  откладывает операцию потому, что ребёнок не говорит. Это, по меньшей мере, не логично. Скорее всего, есть какие-то другие причины, по которым хирург считает необходимым операцию отложить. Возможно, есть противопоказания к наркозу, возможно, опасается повторного расхождения тканей. С точки зрения логопеда, операция показана как можно быстрее. Но есть и другие факторы, которые могут стать более важными. Заниматься с ребёнком, в любом случае, нужно - стимулировать речевую активность, развивать понимание речи и т. д. На данном этапе, если подразумевается отставание в общем развитии,  для вас дефектолог важнее, нежели логопед. В идеале - и тот и другой.

Отредактировано nat3654 (2007-11-08 22:37:09)

54

nat3654, если не трудно, кто такой "дефектолог" и чем он отличается от логопеда?

Отредактировано лёшка (2007-11-08 23:10:38)

55

nat3654
Спасибо за ответ.
Дефектолог само собой.Куда нам без него :)

56

Добрый день! Ребенку3 года,прооперирована год назад,фразовая речь в норме,проблема в том,что она смягчает согласные,а если требую правильного произношения,то заменяет правильную согл на заднеязычные-г,к.звук К-в норме,не щелкающий,звук г тоже в норме(проверяли у логопеда),вот например слово "дом" у нас либо дем,либо гом,собака-сябака,дай-дяй или гай,ДА-га или дя,куда-куга или кудя.По оценкам хирургов,небо функционально,есть ли способы научить ее правильно произносить или сама додумается когда повзраслеет,наш логопед(обычный) говорит что это свойственно всем ринолаликам.?

57

Жень написал(а):

... есть ли способ научить...

Действительно, смягчение и замена заднеязычными - довольно частое явление. Не стоит особенно волноваться - судя по Вашему описанию, всё устранимо. Если ребёнок вступает в контакт с новыми взрослыми, может быть сосредоточен на одном виде деятельности длительное время (например, 15-20 мин. играет с мамой в настольные игры), стоит заниматься с логопедом уже сейчас. То, что ребёнок сможет  в этом возрасте заниматься утомительными для него артикуляционными упражнениями, от которых непосредственно переходят к формированию правильного артикуляционного уклада звука, гарантировать невозможно. Но попробовать можно. Если начать позднее - результат достижим быстрее, очевиднее, но ранние занятия в итоге дают лучшие результаты по прочности закрепления навыка в свободной речи (т.е.  ребёнок раньше говорит правильно не только в присутствии логопеда). Помимо звукопроизношения, важное направление - развитие умения слышать звуки, выделять их из потока речи, различать, дифференцировать смешиваемые в произношении звуки. 
Есть ли вероятность, что "сама додумается, когда повзрослеет"?
Да, есть.
Есть ли уверенность что это точно произойдёт и никак не отразится на письменной речи?
Нет.
Можно ли начать занятия с логопедом позднее, в случае, если к 4 - 4, 5 годам упомянутые недостатки звукопроизношения сохранятся?
Да, можно (уже написала о плюсах и минусах выше).
Вот что можно делать в данном случае уже сейчас самостоятельно:
1. Артикуляционные упражнения на распластывание языка (смягчение, замена заднеязычными - следствие дополнительного подъёма спинки языка, сформировавшегося как средство компенсации при кормлении в дооперационный период и неумения "слышать себя").
Упражнения:
"Накажи непослушный язычок" - положив язычок на нижнюю губу, верхней "шлёпаем": "Пя-пя-пя".
"Сплёвывание" с высунутого языка маленьких кусочков бумаги: "Т-т", то же самое позднее - при зажатом зубами язычке. Получилось хорошо - попробовать "сплёвывать бумагу" уже без бумаги и за верхние зубки. Можно договориться с ребёнком, что это "песенка часиков" - так они тикают. Если всё получилось, сначала говорим: "А-А", потом поднимаем язычок за зубки и "песенка часиков".
То же самое с другими гласными. Получились все слоги (ЭТ, ОТ, УТ, ИТ, ЫТ) - говорим: "ВО"- и "песенка часиков" (ВОТ). Тем же способом - простые слова со звуком /т/ в конце, пока без того согласного, которым ребёнок заменял "Т" (т.е. КОТ, КИТ и пр. пока не берём). Если у вас всё это постепенно получится - пишите, расскажу, что дальше (применительно к звуку /Т/). "Песенкой часиков" называем этот звук долго, ребёнок должен понимать, что это совсем другой, "новый" звук, а не просто /Т/, привычно заменяемое на др. звуки.
2. Если ребёнок не против, можно для распластывания языка применить механическую помощь - деревянным шпателем пошлёпать высунутый язычок по поперечной линии. Можно приговаривать:
- Это просто скачет мячик.
Мячик скачет и не плачет.
3. Звуки /т'/, /к'/, которые ребёнок уже произносит правильно, учим дифференцировать.
Сначала придумываем, что у нас будет ассоциироваться со зв.  /т'/, картинку-символ. Например, это тикают маленькие часики. Рисуем или наклеиваем на карточку маленькие часики. Называем слова с этим звуком: тень, тир,  тётя, тили-тили, Тёма и пр. Можно выделить для этого альбом и оформить картинный словарь на каждый нужный звук с картинкой - символом звука в центре.
Через недельку  проделываем аналогичную работу со зв. /к'/. Это может быть маленький дождик.  Примерный словарь: киса, кино, киви, Кирюша
Следующий этап - кладём сразу 2 карточки со звуками-символами, показываем и называем каждый звук, не путая:
/Т'/ - /К'/
Затем слоги:
тя-кя, те-ке, тё-кё, ти-ки, тю-кю.
Слова: тень-кино, Тина-Кира, тили-киви. Ценное упражнение - слова, отличающиеся только этими звуками, но что-то с ходу придумать такие не могу, найти материал не получилось. Приходит на ум только "киви - Ти-ви", но явно неудачный подбор для 3-х летнего ребёнка.
Далее берутся слова, содержащие оба звука (ТИКИ-ТАКИ, ТЕЛИК, ТЮКИ, КИТЕЛЬ и пр.). На каждом этапе добиваемся чёткости и точности прежде, чем переходить к следующему. Всё это с шутками-прибаутками, непередаваемым восхищением мамы от выполняемых артикуляционных упражнений и прекращением их до лучшего момента в случае утомления.
Получается - хорошо.
Нет, или есть сомнения - занятия с логопедом могут быть полезны.

Отредактировано nat3654 (2007-11-13 20:32:59)

58

Большое спасибо за содержательный ответ!

59

nat3654Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, с чем может быть связан тот факт, что ребенок до сих пор не начал говорить. Дело в том, что я сравниваю Даню с другими детишками такого же возраста: они уже цвета различают, фигуры, говорят фразами, а Даня только за палец всех водит и на своем языке что-то объясняет, чего он хочет. Я с ним занимаюсь, картинки показываю, книжки читаю, но его на долго "не хватает". Все равно у нас папа - это "мама", и вообще у нас все "мама". Звуки произносит, но это неосознанные "кака", "баба", и т.д. Команды выполняет, знает где что лежит и по просьбе приносит/кладет на место, другими словами все понимает, а сказать не может/не хочет. Собираюсь с ним походить в группу, где с детишками играют, может быть там, глядя на других, он заговорит? А может быть это я сама сгущаю краски и пока не стоит паниковать? Заранее спасибо за ответ.

60

Eathna написал(а):

Все равно у нас папа - это "мама", и вообще у нас все "мама".

именно так, и не важно, что мы младше

Eathna написал(а):

Звуки произносит, но это неосознанные "кака", "баба", и т.д.

ты счастливая, у нас все няня, на и мама...

пойти удавиться что ли?


Вы здесь » Улыбки наших детей » Консультации специалистов » Задаем вопросы логопеду