МамаТаня написал(а):Здравствуйте, Наталья Борисовна! Дочери 4г 4м. 3 месяца назад нам закрыли дефект твердого неба, но сохраняется небно-глоточная недостаточность. Гласные звуки, за исключением йотированных получили чистыми. У нас проблема: для постановки согласных необходима бесшумная прохладная направленная воздушная струя, а у дочери получается только теплая с призвуком "х", т.е. горловой выдох. Мы дуем и в "трубочку" и с высунутым языком и др. ничего не помогает. Я фиксирую внимание дочери, что выдох надо делать на высунутый язычок, на губки. Поплевывание не получается вообще, хотя оно и было бы ключом к правильному звукообразованию, т.к. артикуляционная позы согласных (например, "ф") принимаются верно. Но делает выдох и воздух уходит в нос. Зажимаем нос, и все звуки получаются сразу. Подскажите, какие инструкции могут быть даны ребенку, чтобы вызвать верное направление воздушной струи?
Если, действительно, подтверждена нёбно-глоточная недостаточность, первое и главное - добиваться максимально эффективной работы нёбно-глоточного механизма, задействовать все возможные приёмы: и пассивное замыкание (массаж, полоскание горла раствором повышенной плотности - киселём) и активное (пение гласных с хорошим "раскрыванием горлышка", язык - у нижних зубов). В работе над воздушной струёй не пытайтесь вызвать сильный направленный ротовой выдох, сильное дутьё при нёбно-глоточной недостаточности может спровоцировать дополнительную утечку в нос, закрепление этого способа. Важно дуть направленно, холодной струйкой, но легко, ненапряжённо, "как лёгкий тихий ветерок". Хорошо подкреплять обратной связью - дунули на лёгкую пушинку, она улетела и пр. Попробуйте спокойно, постепенно, многократно чередовать зажимание носика при дутье и дутьё, убрав зажимание:
- (зажать нос) Закроем носик. Дуй ротиком. (освободить нос) Теперь дуй одинаково, так же.
Опять прикрывать носик, если воздух идёт назально и тут же вновь освобождать. Как только ребёнок выглядит утомлённым и качество выполнения ухудшается - тут же прекращать этот вид работы и возвращаться к нему в другой раз. Лучше 5 раз в день по 2 минуты, чем два раза по 15.