Девочки, всем здравствуйте. Готовимся к очередной МСЭ. Не могу даже предположить результатов, судя по здешним коментам, борьба становится всё острее. Столкнулась с некомпетентностью ( в очередной раз) логопеда в нашем вопросе.(Ринолалия, к гадалке не ходи: и слышно и видно). Пришлось самой выискивать подходящие формы обследования и заключения. Вот что нашла, может быть кому-то, кто на стадии подготовки к МСЭ, поможет:
Карта обследования речи и речевых органов
у ребенка с врожденными несращениями нёба
Фамилия, имя _________________________возраст___________________
Домашний адрес___________________________ школа ______ класс____
Вид несращения нёба____________________________________________
(изолированное, сквозное, одно-, двустороннее)
Дата пластики губы _________________ нёба ________________________
Осложнения ____________________________________________________
(расхождение швов; указать наличие остаточных дефектов)
Ортодонтическое лечение ________________________________________
Логопедическое обучение _________________________________________
(указать время начала работы, ее результат)
Речевой диагноз ________________________________________________
(открытая, закрытая, смешанная ринолалия (ринофония)
Жалобы в настоящее время _______________________________________
Анамнез
1. Общие сведения о семье ______________________________________
(состав, чем занимаются родители, речь окружающих)
2. История протекания беременности, родов, раннего развития ребенка _______________________________________________________________
3. Психическое развитие __________________________________________
(особенности характера, умственное развитие, реакция на дефект, устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающей среде)
4. Речевое развитие _____________________________________________
(когда появился лепет, первые слова, фразы (какие), разговор предложениями; как быстро наращивался словарь)
Обследование речевых органов и речи
1. Заключение психоневролога ____________________________________
2. Заключение окулиста___________________________________________
3. Состояние ЛОР-органов, слуха___________________________________
4. Состояние артикуляционного аппарата____________________________
а) зубочелюстная система _____________________ (неправильное развитие и расположение зубов, прикус (указать какой; прогения, прогнатия);
б) целостность альвеолярного отростка или его несращение _________
в) строение носа __________________________________ (правильной формы, деформированные ноздри, проходимость носовых ходов; отмечается наличие асимметрии лица и носогубных складок при закрытом рте);
г) губы_______________________ (отмечается расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченность и подвижность верхней губы, малый объем движений, неточность, неплавность, истощаемость движений; отвисание одного (какого?) угла рта);
д) язык _______________________ (массивный, узкий; отклонение в одну (какую?) сторону, объем движений, неточность, неплавность, истощаемость, быстрота, фиксированность; важно отметить наличие повышенного тонуса языка, который выражается в его напряженности, резком выдвижении кончика языка, подергивании при выполнении произвольных движений, что указывает на тонические расстройства);
(Паретичность языка и губ проявляется в малом объеме движений, в их неточности, истощаемости, неплавности. Движения языка должны быть такой силы, чтобы удерживать его в нужном положении столько времени, сколько требуется для произнесения той или иной фонемы. Быстрота и точность артикуляционных движений влияет на внятность произношения.)
е) подъязычная связка__________(укороченная, массивная);
ж) твердое нёбо ________________ (узкое, куполообразное “готическое”; указать вид расщелины, наличие остаточных дефектов. Нужно обратить внимание на среднюю и заднюю части твердого нёба. Если при произнесении звука [а] мягкие ткани втягиваются в форме небольшого треугольника, обращенного углом вперед, слизистый покров в этом месте может быть истончен и имеет более бледную окраску - значит, у ребенка субмукозная (подслизистая) расщелина. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние нёба путем тщательной пальпации);
з) мягкое нёбо _____________________ (длина мягкого нёба, высокое или низкое его стояние, наличие расщепления рубцов; рудименты мягкого нёба и язычка малоподвижны, пассивно свисают. Паралич язычка мягкого нёба всегда отражается на функциональном состоянии языка и вторично нарушает артикулирование язычных звуков, делая весь процесс артикуляции напряженным и замедленным. Язычок, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез. В случаях одностороннего пареза он отклоняется в “здоровую” сторону. Важно также выявить состояние мягкого нёба: поднятие нёбной занавески при энергичном произнесении звуков [а], [э]);
и) глоточные мышцы _______________ (рефлексы живые, заторможены; отмечается появление или отсутствие рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому нёбу);
к) мимика _______________ (живая, вялая; маскообразное лицо; компенсаторные движения мимической мускулатуры: крыльев носа, лобных мышц, излишнее напряжение мышц шеи).
5. Дыхание __________________________________________________
а) физиологическое _______________________ (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное; частота, ритмичность, сила);
б) речевое _________________________________ (учащенное, носовое, ротовое; продолжительность речевого выдоха);
в) утечка воздуха через нос во время речи _____ (отсутствие или наличие).
6. Характер спонтанной речи_____________________(лепетная, фразовая, пользуется жестами)
6.1. Разборчивость ____________________________________________
6.2. Степень назализации _____________________ (умеренная, гиперназализация).
6.3. Звукопроизношение ______________________ (нарушено, не нарушено; отсутствие звуков, замены, искажения; прилагается протокол обследования звукопроизношения (так называемый речевой профиль).
6.4. Темп ___________________________________ (тахилалия (ускоренная); брадилалия (замедленная).
6.5. Голос ___________________________________ (хриплый, крикливый, низкий, тихий, звучный, слабый, истощаемый, приглушенный. Нужно учитывать, что артикуляционные трудности в спонтанной речи могут усиливать такие факторы, как возбуждение, утомление, усложнение содержания речи в интеллектуальном или лингвистическом отношении).
7. Общая разборчивость речи:
а) разговорно-описательная речь ________________________________
(запись образца беседы) __________________________________________
б) составление предложений по картинкам ________________________
(запись образца) ________________________________________________
в) запись самостоятельной речи _________________________________
(запись примеров)_______________________________________________
г) грамматический строй _______________________________________
д) понимание речи____________________________________________
е) запас слов ______________________________(активный, пассивный -в объеме названий предметов и действий в окружающей обстановке. Словарь по темам “игрушки”, “мебель”, “посуда” и т.д.
ж) готовность к звуковому анализу________________________________
з) письмо___________________________ образец ____________________
и) чтение __________________(побуквенное, слоговое, целыми словами).
Заключение ____________________________________________________
Результаты работы_______________________________________________
Отредактировано МамаТаи (2013-03-14 12:42:51)